Воскресенье, 19.05.2024, 18:41
Приветствую Вас Гость | RSS

i

"Образовательные стандарты"

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях ФГОС.

Проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях ФГОС.

Рычкова Светлана Федоровна, старший воспитатель МДОУ Красночикойский детский сад «Сказка», руководитель РМО педагогов ДОУ.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги образовательной среды.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Принятие ФГОС помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой - это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней.

Леонид Абрамович Венгер сказал: «…быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». Таким образом, на первое место при подготовке к школьному обучению выдвигается психологическая готовность детей и формирование умения учиться. В ФГОС ДО определены требования к результатам освоения Программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры (Приложение 1) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания, поэтому необходимо стремиться к организации единого развивающего мира - дошкольного и начального образования.

Говоря сегодня о преемственности, невозможно не вспомнить нашего легендарного педагога Николая Семеновича Бородина, он, завещал нам систему преемственности между всеми уровнями образования, которая заключалась в создании единого образовательного пространства, единого образовательного процесса. Мы чтим эти традиции! Таким образом, на протяжении многих лет МДОУ Красночикойский детский сад «Сказка» сотрудничает с МОУ Красночикойской СОШ № 2. Взаимодействие осуществляется по «Программе взаимодействия по проблемам преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой», которую разработали совместно учителя начальных классов во главе с председателем ПЦК и педагоги детского сада «Сказка и детского сада «Березка».

Цель Программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы :

- единства стремлений и взглядов;

- общие цели и воспитательные задачи;

- создание условий;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

В программе были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием.

  1. методическая работа;
  2. работа с детьми;
  3. работа с родителями.

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада, дней открытых дверей. Семинары включают в себя взаимопосещениия уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. После занятий педагоги обязательно совместно обсуждают насущные проблемы и корректируют свою деятельность, что дает возможность совершенствовать методы, формы обучения детей. Так же, ежегодно педагоги ДОУ взаимопосещают психолого-медико-педагогический консилиум по итогам психолого-педагогической диагностики в первых классах, он проходит под лозунгом «Не оценивать, а ценить каждого ребенка!», где ставятся новые педагогические задачи перед педагогами дошкольных организаций.

Работа с детьми в рамках программы заключается в знакомстве будущих первоклассников со школой. Традиционными формами работы являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение школьной библиотеки, спортивного и актового залов, беседы и встречи с учащимися школы, проведение совместных праздников, спортивных соревнований. В рамках образовательной программы реализуются: Разговор с детьми о Дне знаний, Праздник День знаний, игры в школу, чтение художественной литературы о школе – все это вызывает у наших ребятишек желание интерес пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного выпускного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе: параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию”, проводятся родительские собрания, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, выбора школы. По итогам набора детей в первый класс педагогами школы проводится родительское собрание, где родители знакомятся с главными приоритетами школы, учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации. Все это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребенок находится еще в детском саду.

Такое сотрудничество позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 80% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 20% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79 % детей, средний уровень у 20 % детей.

Проблемы преемственности и пути решения:

1.Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений. На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

2. Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям, стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи. Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы. 1 сентября 2013 года вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть программы содержит раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который предусматривает «социальный портрет выпускника», ориентированный на результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы.

3. ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Основной результат-это социализация детей. Будут оцениваться: 1.Результаты социализации; 2.Личностные результаты развития ребёнка, а не результаты обучения

4. Отчасти проблема состоит в недостаточном знании педагогами специфики работы смежной системы образования. Таким образом, следует провести сравнительный анализ общих и специфических требований ФГОС ДО и ФГОС НОО к образовательным программам соответствующего уровня образования. (Приложение 2)

Подводя итог, можно сказать, что Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) на данный момент регулируют отношения между ДО и НОО, являясь важной ступенью преемственности и повышения качества образования. Сегодня должна обеспечивается реализация единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

 

 

Литература

  1. Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Целевые ориентиры дошкольного образования

1. Физически развитый.

2. Любознательный, активный.

3. Эмоционально отзывчивый.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту).

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве) стране, мире и природе.

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

 

 

Приложение 2

Общие и специфические требования ФГОС ДО и ФГОС НОО к образовательным программам соответствующего уровня образования

ФГОС ДО

ФГОС НОО

Последовательность раскрытия требований к ООП

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Структура ООП

Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения ООП дошкольного образования. Пояснительная записка должна раскрывать:

  • цели и задачи реализации Программы;
  • принципы и подходы к формированию Программы;
  • значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч.детей-инвалидов

Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП начального общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ООП начального общего образования;
  • систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП начального общего образования

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел Программы должен включать:

  • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
  • описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

  • особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
  • способы и направления поддержки детской инициативы;
  • особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
  • иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы

Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся при получении начального общего образования;
  • программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся при получении начального общего образования;
  • программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
  • программу коррекционной работы

Образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Художественно-эстетическое развитие»;
  • «Физическое развитие»

Предметные области:

  • «Филология»;
  • «Математика и информатика»;
  • «Обществознание и естествознание» (Окружающий мир);
  • «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
  • «Искусство»;
  • «Технология»;
  • «Физическая культура»

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и (или) режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Организационный раздел включает: учебный план начального общего образования; план внеурочной деятельности, календарный учебный график; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования

 

1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». >>вернуться в текст

2 Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 18.05.2015 № 507). >>вернуться в текст

3 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарег. в Минюсте России 03.02.2015 № 35847). >>вернуться в текст

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: priroda (23.10.2017)
Просмотров: 770 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0