Управление ДОО в условиях внедрения ФГОС
Н.В. Матвеева
Заведующая МДОУ Красночикойский детский сад «Сказка»
В развитии образовательной системы России начался новый этап - с 1 января 2014 года во всех дошкольных образовательных учреждениях страны внедряется ФГОСТ ДО. С одной стороны - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой - повышение требований дошкольного образования, к уровню профессионализма педагогов призванных реализовать ФГОС.
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО являются поиск и освоение эффективных форм и методов управления, способствующих качественным изменениям в деятельности ДО.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 28 февраля 2014 года МДОУ Красночикойский детский сад «Сказка» (далее МДОУ) определен региональной пилотной площадкой по апробации ФГОС ДО.
В МДОУ обеспечивается поэтапное введение ФГОС в соответствии с планом-графиком мероприятий, разработанным на основе плана муниципального органа управления образования.
Реализация ФГОС ДО осуществляется по нескольким направлениям:
- создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС ДО;
- создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО;
- создание кадрового обеспечения реализации ФГОС ДО;
- создание финансово-экономического обеспечения реализации ФГОС ДО:
- создание информационного обеспечения реализации ФГОС ДО.
По первому направлению создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального, муниципального уровня, а также локальные акты МДОУ:
Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Локальные акты МДОУ по введению ФГОС ДО:
1. Приказ № 12 от 20.03.2014 г. «О создании рабочей группы по введению ФГОС ДО»
2. Приказ № 13 от 02.03.2014 г. «Об утверждении плана-графика мероприятий о введении ФГОС ДО»
3. Приказ № 20 от 25.04.2014 г. «О разработке основной образовательной программе ДОУ» в соответствии с ФГОС.
По итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения и реализации ФГОС ДО педагогами МДОУ изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу по ФГОС, разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.
В течение 2014 учебного года было организовано методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС:
1. Осуществлялась диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов ДОУ (в свете введения ФГОС ДО) и внесены изменения в план курсовой подготовки для повышения уровня квалификации всех педагогов МДОУ.
2. Происходит постепенное комплектование методического кабинета ДОУ базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.
3. Проведен педагогический совет на тему: «Организация образовательной деятельности с детьми в современных условиях реализации ФГОС ДОУ»
4. В соответствии с планом-графиком мероприятий по введению ФГОС ДО в МДОУ еженедельно проводились инструктивно-методические совещания педагогического состава по изучению ФГОС ДО, по написанию ООП, по внедрению современных образовательных технологий в соответствии с ФГОС
5. Педагогический коллектив принимал участие в семинарах и конференциях по вопросам введения ФГОС ДО.
6. Методическая служба МДОУ обеспечивает консультативную поддержку педагогов и специалистов МДОУ.
7. Определена модель взаимодействия МДОУ с ГОУ Красночикойской СОШ № 2-разработан план взаимодействия по проблемам преемственности на 2014-15 уч.г.;
8. Изучается опыт внедрения ФГОС ДО в других регионах, через просмотр видеоконференций, СМИ, интернет ресурсов.
Выполняя аналитический раздел плана реализации ФГОС ДО организованна и проведена процедура самообследования учреждения, которая позволила определить степень готовности для перехода на ФГОС ДО, соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
2 направление: Организационное обеспечение:
1. Создана рабочая группа МДОУ по введению ФГОС ДО.
2.Создана система методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО.
3.Создаются условия для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования.
3 направление: Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.
Длительные курсы повышения квалификации «Обновление содержания дошкольного образования» в количестве 108 часов прошли 2 педагога.
Краткосрочные курсы повышения квалификации по программе «Профессиональная деятельность педагога дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС ДО» в объеме 16 часов прошли 3 педагога.
9 человек педагогического состава прошли программу стажировки «Современная модель успешной социализации детей в пространстве инкультурации», модуль 2 «Возможности проектно-исследовательской деятельности в успешной социализации учащихся» на базе ГОУ «Красночикойская СОШ № 2».
3 педагога участвовали в семинаре по преемственности на базе ГОУ «Красночикойская СОШ № 2», где обсуждались проблемы и пути их решения воспитания и обучения детей подготовительной группы.
По итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО в детском саду ведется постепенная работа по организации повышения квалификации педагогических работников.
4 направление: финансово-экономическое обеспечение
1.Эффективное планирование расходов средств учредителя и субъекта РФ.
2.Корректировка и выполнение муниципального задания.
3.Выполнение требований ФГОС ДО к реализации ООП МДОУ.
По этому направлению можно сделать вывод, что существенным недостатком при внедрении ФГОС является недостаточная продуманность к условиям реализации всех требований ФГОС, ведь этот процесс подразумевает изменения финансирования системы образования, причём это не только увеличение оплаты труда, но и максимальное материально-техническое укомплектование дошкольных учреждений, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.
5 направление: Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ.
Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования происходит через родительские собрания, информационные стенды МДОУ, персональный сайт, СМИ.
По итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в ДОУ прослеживается организованное ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС.
Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:
1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий;
2. Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды;
Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения;
3. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо решить:
1. Отсутствие учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий).
2. Недостаточная психологическая и профессиональная готовность педагогов к реализации ООП.
3. Необходимость коррекции разделов ООП.
4. Проблемы в организации предметно-развивающей среды, с учетом возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку.
Пути решения выявленных проблем
1. Всем педагогам необходимо активно включиться в процесс реализации ФГОС ДО.
2. Активизировать работу рабочей группы на муниципальном уровне по доработке разделов ООП.
3. Необходимо обеспечить прохождение курсов повышения квалификации.
4. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем воспитания и обучения.
5. Обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группе.
6. Поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на повышение активности родителей как полноправных участников образовательного процесса.
Из вышесказанного можно сделать вывод: процесс введения ФГОС в работу нашего детского сада войдет с 01.09.2014 г. частично, ещё много вопросов, которые требуют более глубокого изучения и детализации. В процессе реализации ФГОС будем применять новые формы работы, что-то отменять, принимать определенные решения, на возникающие вопросы будем находить ответы.
|